Брянская областная детская библиотека
МБУК «Городская библиотека» ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан
«Волшебная повесть для детей» Литературная игра для мл. и ср. школьного возраста
Цели и задачи: выявление знаний текста произведения, а также степень усвоения изученного материала; углубление знаний о литературной сказке; развитие мыслительной деятельности (умения анализировать, синтезировать, обобщать); расширение словарного запаса; воспитание чувства ответственности за свои поступки; воспитание нравственных качеств детей на примере главного героя; воспитание внимательного читателя через чтение произведения к его анализу.
Вед.1:Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с первой русской литературной сказкой «Черная курица, или подземные жители». Автор - Алексей Алексеевич Перовский, который печатался под псевдонимом Антоний Погорельский.
Вед.2: О его жизни нам известно мало. Известно, что во время Отечественной войны с французами Алексей Перовский был боевым офицером. Он участвовал в ожесточенных сражениях.
Алексей Перовский был сыном екатерининского вельможи, могущественного и богатого сановника графа Разумовского, владевшего множеством имений со ста тысяч крепостных душ.
Вед.1: Отец любил своего сына. Но графа Разумовского порой охватывали порывы неудержимого гнева. Сохранилось семейное предание, что как-то во время вспышки ярости он сослал Алешу в закрытый пансион. Литературное наследие писателя невелико. Погорельский написал несколько книг для взрослых, но одна его книга была для него особенно важной – это его сказка «Черная курица»…
Просмотр отрывка из мультфильма «Черная курица, или подземные жители».
Вед.2: Скажите, ребята, понравилась ли вам сказка? К какому типу относится данная сказка? Ответы детей.
Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» является волшебной.
Вед.1: Кто из вас знает, ребята, для кого автор написал данную сказку? Ответы детей.
Ее он написал для своего племянника. Алеша-маленький рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас ее от кухарки, которая хотела сделать бульон. А потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую.
Вед.2: А вы знаете, что племянник Перовского, тот самый, которому посвящена сказка «Чёрная курица, или подземные жители», повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.
Вед.1: Ребята, нашу литературную игру мы посвятим данной сказке и ещё раз окунемся в загадочный, таинственный мир. Перед тем как начать игру, мы предлагаем вам разделиться на две команды. Выберите название команды. Желательно, чтобы название команды было связано со сказкой. Начинаем литературную игру!
Вед.2: Прежде чем приступим к сказке, мы сначала поговорим о её авторе. Назовите настоящее имя, отчество и фамилию автора сказки «Чёрная курица, или Подземные жители». Ответы детей.
Ответ: Алексей Алексеевич Перовский
Вед.1: Кто главный герой сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»? Ответы детей.
Ответ: Мальчик Алёша
Вед.2: В каком городе располагался пансионат, в котором обучался Алёша? Ответы детей.
Ответ: Санкт-Петербург
Вед.1: Давайте мы с вами остановим пока нашу литературную игру, и поговорим об этом потрясающе красивом городе. Кто его основал? Ответы детей.
Петр Первый в 1703 году.
Какое еще название существовало у данного города? Ответы детей. Петроград, Ленинград
Еще этот город называют Северной Венецией. Сравнение с «городом на воде» возникло не случайно. В Петербурге, как и в Венеции, очень много мостов: у каждого своё название и особенная история.И Северной Пальмирой. Это название городу подарили поэты. Это в честь древнего торгового города, известного невероятной красотой архитектуры.
Вед.2: Продолжаем нашу литературную игру. Следующий вопрос. Какие книги любил читать Алёша?
Ответ: О рыцарях
Вед.1: Ребята, а какие книги любите читать вы? Почему они вам нравятся? Ответы детей. Слушаем следующий вопрос литературной игры.
Вед.2: Что любил делать Алёша, когда все товарищи разъезжались по домам? Ответы детей.
Ответ: Смотреть сквозь щель забора, кормить курочек.
Вед.1: А чем вы любите заниматься вы в свободное время? Есть ли у вас хобби? Ответы детей. Внимание, следующий вопрос.
Вед.2: Кто, по представлению мальчика, мог появиться в переулке и сквозь дырочку подать ему игрушку, или талисман, или письмецо от папеньки или маменьки? Ответы детей.
Ответ: Волшебница
Вед.1: Ребята, давайте вспомним с вами сказки, в которых встречаются волшебники и волшебницы. Ответы детей. А вот и следующий вопрос.
Вед.2: Вспомните, кто жил в комнате старушек голландок? Ответы детей.
Ответ: Попугай
Вед.1: Ребята, расскажите вы про своих домашних животных. Ответы детей. Слушаем следующий вопрос.
Вед.2: Как звали курицу, которую больше всех любил Алёша? Ответы детей.
Ответ: Чернушка
Что подарил Алёше подземный король? Ответы детей.
Ответ: Конопляное семечко
Вед.1: Внимание, следующий вопрос. Кто соскочил со стен в подземелье, и с кем пришлось сражаться Чернушке? Ответы детей.
Ответ: С рыцарями
Вед.2: На кого охотился Алеша в подземном царстве? Ответы детей.
Ответ: На крыс
Вед.1: Кем оказалась Черная курица? Ответы детей.
Ответ: Министром подземного короля.
Вед.2: Из-за чего Алёша может лишиться волшебного подарка (милости короля)? Ответы детей.
Ответ: Из-за нескромности
Вед.1: Ребята, как бы вы поступили на месте Алёши? Ответы детей.
Вед.2: Что дал кухарке Алёша, чтобы спасти курицу? Ответы детей.
Ответ: Монету
Вед.1: Молодцы, ребята! Вы все старались показать свои знания и стремились к победе.
Вед.2: В заключение хотелось бы вам сказать, что эта сказка написана очень давно: впервые она была напечатана в 1829 году, почти более 190 лет назад. Не было тогда автомобилей, трамваев. Вряд ли вы увидите сейчас извозчика в Петербурге. И школы
сейчас не такие, и учатся совсем не так, и одеваются люди по-другому, и разговаривают иначе.
Вед.1: Почему же теперь, спустя столько лет, мы читаем эту сказочную повесть с таким увлечением, с каким читали ее наши прабабушки и прадедушки? Наверно, каждый в этой сказке находит что-то свое. Алеша извлек свой горький урок. А мы знаем, что все на свете человеку дается трудом. И, конечно, каждый из вас не надеялся на волшебство, а пытается что-то сделать сам. Спасибо вам за внимание. До новых встреч!